Отдел религиозного образования и катехизации - Цели и задачи деятельности воскресных школ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Авторизация

E-mail:
Пароль:
Конструктор сайтов православных приходов
Православная библиотека
Каталог православных сайтов
Русская православная психология
Библиотека православного психолога
Православие детям: православные детские книги, мультфильмы, фильмы, воспитание детей
Жития Святых и Подвижников
Высшие богословские курсы при Московской Православной Духовной Академии

Цели и задачи деятельности воскресных школ

Обычно целью деятельности определяют воцерковление учащихся и/или духовно-нравственное воспитание. Рассмотрим оба этих определения. Под термином «воцерковление» в узком богослужебном смысле понимают молитвословия и священнодействия, которые произносятся и совершаются священником над вступающими в Церковь принявшими Крещение людьми. В более широком смысле точного богословского термина не существует, обычно в этом случае понимают внешнюю сторону жизни христианина – исполнение предписываемых Церковью правил благочестия, и внутреннюю – когда человек разумом и душой воспринял Православное учение погрузился в литургическую жизнь Церкви: •Воцерковление – это усвоение начал православного вероучения и осмысленное вхождение верующего в церковную жизнь. Другими словами, «это как бы врастание человека в организм Церкви, превращение из христианина номинального в христианина реального, вхождение в ее жизнь настолько глубокое, что эта жизнь становится в полной мере и его жизнью» (иеромонах Нектарий (Морозов). http://azbyka.ru/dictionary/03/votserkovlenie.shtml •Воцерковление - посещение храма, участие в таинствах соборования во время поста, ежемесячного причастия (а стало быть, и исповедания грехов) участие в приходской жизни - паломничество, ведение или посещение воскресной школы для взрослых (и детей) или участие в подготовке и проведении праздников, трапезы и прочее, в том числе - как важнейшее составляющее и определяющее Ваш духовный возраст (возрастание) - изучение Библии, Нового завета в особенности, чтение Святоотеческой литературы, знание подвижников веры, житий святых, т.е. активное построение собственной жизни вне церкви по православному канону… http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=70146 •Воцерковлением мы называем регулярное участие христианина в таинствах церкви: - в таинстве Покаяния (исповедь) и в таинстве Евхаристии - Причащения Тела и Крови Спасителя. Достигнуть регулярности участия в таинствах возможно через выполнение заповедей Церкви - выполнения ежедневного правила келейной (домашней) молитвы, молитве храмовой (богослужения) в субботу вечером (всенощное бдение) и в воскресенье утром (литургия), а также выполнения заповеди о посте. Когда Вы заметите что выполнение указанных действий не вызывает в Вас большого труда но, напротив, приносит радость, считайте себя воцерковившимся. Когда сие произойдет? Бог знает. Может через полгода. Может через 20 лет. http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=70146 В интернете есть даже тест «на воцерковленность», это, в понимании авторов это степень погруженности в литургическую жизнь Церкви и степень осознанности своей веры (http://www.mariam.ru/test.php), при этом авторы указывают: «Этот тест не измерит степень вашей веры, праведности и близости к Богу». Социологи тоже используют термин «воцерковление», для них это понятие, означающее включенность прихожан в жизнь Церкви (наример, статья Ю.Ю.Синелиной «Динамика процесса воцерковления православных», журнал РАН «Социологические исследования» №11, 2006 Общий смысл приведенных выше определений достаточно ясен, но вместе с тем есть ряд сомнений в том, насколько они адекватно определяют суть процесса духовного становления человека. В приведённых формулировках явно прослеживается мысль о некотором постепенном вхождении в Церковь. Как это понимать? Авторы этого не поясняют, но, очевидно, понимается это следующим образом. Человек, только пришедший в Церковь, со временем приобретает опыт покаяния, молитвы, участия в богослужениях и т.д., его жизнь больше и больше заполняется духовной деятельностью. Но происходит ли при этом «врастание человека в организм Церкви»? По определению апостола Павла Главой Церкви является Иисус Христос, а Церковь «есть тело Его» (Еф. 1.23), мы же «составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12.5). Можно ли становиться постепенно членом Церкви, «врастать» в организм Церкви? Ведь тогда получается, что взрослый человек, если он только крестился и ещё не усвоил в деталях всех церковных правил, не приобрёл основательный опыт молитвы, он ещё и не член Церкви? Или неполноценный член? Получается тогда, что и язычники, принявшие Духа Святого и «говорящие языками и величающие Бога» (Деян. 10.46) после короткой проповеди апостола Петра ещё не совсем являются членами тела Христова? И некоторые из первых христианских мучеников, которые, будучи язычниками, исповедовали веру во Христа и принимали за это мученическую смерть, и они, получается, тоже не воцерковлены, то есть, не являются членами тела Христова? Получается, что и отцы-пустынники, жившие в уединении в своих кельях и не посещавшие церковь, были людьми невоцерковленными. Если придерживаться такой точки зрения, логически оправданным получается и такое высказывание: «Была ли воцерковленной Мария Египетская? Только в конце жизни. Но она жила под Божьим водительством и стала Святой, а не просто высокодуховной. Поэтому духовность человека и воцерковленность связаны не всегда». http://www.hristianka.ru/forum/mv/msg/3812/0/20/ Тогда получается совсем странная ситуация: для спасения воцерковляться вовсе не обязательно. После принятия таинства Крещения человек проходит ещё чин воцерковления. Получается, этот чин формальный или несколько ущербный, поскольку человека нужно ещё дополнительно воцерковлять. Совсем непонятна суть этого термина по отношению к детям. Они кто – «номинальные христиане»? Их, получается, нужно воцерковлять, а Спаситель говорил другое – мы должны учиться у них: «Будьте как дети, ибо таковых есть Царство Небесное». В отношении принадлежности человека к Церкви по сути нет нужды придумывать формулировки, это уже было сделано святыми отцами: «Веруем, что члены кафолической Церкви суть все, и притом одни верные, то есть несомненно исповедующие чистую веру Спасителя Христа (которую прияли мы от самаго Христа, от апостолов и святых вселенских Соборов), хотя бы некоторые из них и были подвержены различным грехам. Ибо, если бы верные, но согрешившие, не были членами Церкви, то не подлежали бы ея суду. Но она судит их, призывает к покаянию и ведет на путь спасительных заповедей: а потому, несмотря на то, что подвергаются грехам, они остаются и признаются членами кафолической Церкви, только бы не сделались отступниками, и держались кафолической и православной Веры» (Посл. Вост. Патриарх. о прав. Вере, чл.II). Таким образом, согласно святым отцам, человек становится членом Церкви в силу исповедания Православной веры и принятия таинства Крещения и является при этом полноценным членом Церкви. Он, конечно, может отпасть от Церкви из-за впадения в серьезные грехопадения, в еретические заблуждения, как это случилось с Львом Толстым, но в целом, несмотря на своё несовершенство, христианин остаётся членом Церкви. При этом, конечно, каждый член Церкви находится на своем уровне духовного развития, имеет свою степень наполненности благодатью Святого Духа. И здесь могут быть случаи, когда духовные качества «младенцев во Христе» могут быть выше качеств многолетних членов Церкви. Принимать воцерковление учащихся главной целью деятельности воскресных школ представляется нецелесообразным еще и по следующей причине. Таким образом сформулированная цель, если ее понимать формально, предполагает в первую очередь стремиться к тому, чтобы все учащиеся регулярно посещали церковь, часто причащались, вычитывали молитвенные правила. Что, очевидно, и будут стараться делать педагоги воскресных школ в своей практической деятельности. Это, несомненно, нужно. Но эта планка может быть слишком высокой для значительного числа учащихся, из-за чего они могут охладеть к духовной жизни, а то и уйти из стен церкви. Особенно это касается старших школьников и молодежи. Для такой категории учащихся представляется целесообразным проводить занятия и мероприятия, которые вызовут их интерес и позволят им оставаться в церковной среде, при этом не принуждая их выполнять формальные правила распорядка церковного образа жизни. Если эта работа поможет учащимся стать хоть немного нравственнее, например, избавиться от сквернословия, это тоже будет значительным положительным результатом и шагом на пути к полноценной жизни в Церкви. Итак, воскресная школа должна помочь учащимся обрести духовно-нравственное совершенство через вхождение в традицию Церкви, оградить от негативных, губительных влияний, помочь духовно укрепиться. Другими словами, помочь в реализации главной цели жизни человека на земле – стяжании благодати Святого Духа. Таким образом, более целесообразным, на мой взгляд, являются следующие формулировки. Целью деятельности воскресной школы является духовно-нравственное воспитание учащихся. Эта формулировка охватывает и категорию учащихся, которые будут посещать воскресную школу из-за интереса к тому или иному направлению работы, проводимой в школе, но не будут выполнять положенные в православии правила благочестия, либо будут выполнять их формально. Реализовать главную цель можно с помощью решения следующих задач: - Приобщение к духовно-культурной традиции Церкви (можно это назвать и «воцерковлением», имея в виду именно приобщение к традиции, а не «врастание человека в организм Церкви»). Эта задача предполагает изучение духовно-культурного наследия – Священного Писания, житий святых, истории Церкви, литургики и т.д. - Изучение и приобщение к духовно-аскетической практике христианской жизни: богослужениям, постам, молитвенному деланию, борьбе со страстями. - Организация занятий и мероприятий, имеющих развивающий характер и способствующих духовно-нравственному становлению учащихся (разного рода кружки, мероприятия, походы); - Организация занятий, предостерегающих учащихся от отрицательного духовного и физического воздействия (антисектанские занятия, уроки о пагубном воздействии вредных привычек и т.д.).
Назад к списку